Мужская обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы на горе Бештау — один из самых известных на Северном Кавказе монастырей афонского происхождения, центр духовной жизни для христиан всего округа. Святыню постоянно посещают паломники и туристы: хотя она находится на особо охраняемой природной территории, дорога туда заасфальтирована, можно доехать на такси или даже дойти пешком. На базе монастыря организуют летний лагерь для православной молодёжи, где подростки изучают священные книги и приобщаются к религиозной традиции.
«Монастырь имел свою продолжительную предысторию, начинающуюся, вероятно, ещё в IX — Х веках, когда на склонах Бештау, по преданию, уже существовал монастырь византийско-крымской традиции. В разное время, вплоть до начала ХIХ века гора Бештау оказывалась тесно связанной с историей христианства в регионе»,
— рассказывает завсектором природы и археологии Пятигорского краеведческого музея, кандидат исторических наук Сергей Савенко.
Легенда о средневековом Бештаугорском монастыре встречается в одной из ранних книг о Второафонской Успенской обители, написанной священником Ф. Поповым. Он интересовался археологией, его труд опубликовали в Пятигорске в апреле 1912 года по благословению епископа Владикавказского и Моздокского Арсения.
«Существует устное предание, что на месте нынешнего Второафонского монастыря или вообще на горе Бештау существовал греческий монастырь, разрушенный монголами. По другой вариации — засыпанный щебнем и камнями самими монахами, желавшими сохранить свою святыню. Проверить это предание не представляется возможным. Вещественных доказательств существования здесь монастыря не имеется; раскопок не производилось»,
— написано в книге священника.
При этом во время строительства первых сооружений монастыря находились различные древности.
По словам Сергея Савенко непосредственная подготовка к основанию обители началась на рубеже ХIХ и ХХ столетий, когда на скалах горы поселился отшельник — афонский схимонах Савва Святогорский, в миру — Стефан Савельев. Долгие годы он жил в молитве, посте, трудах и одиночестве на склоне Бештау. Жилищем ему служила пещера в расселине горы. Как записано в летописи монастыря, старец предсказал обустройство обители на месте его духовных подвигов задолго до того, как сюда прибыли первые насельники. Именно Савве одному из первых стала известна легенда о том, что до монгольского нашествия на Бештау уже проживали монахи и у подножия горы находился греческий монастырь, оставленный в период социально-политических потрясений последующей эпохи.
Схимонах Савва почти не показывался людям, но принял афонского монаха Сергия и сообщил, что на Бештау следует основать монастырь. Саввы Святогорского не стало 25 апреля 1905 года, когда Свято-Успенский монастырь уже существовал. Для погребения старца возвели часовню-склеп.
Устройством обители занялся настоятель Иоанно-Богословской кельи Сербского монастыря Хиландар иеросхимонах Герасим. Он начал с подворья этой обители. Монахов с Афона поддержали высокопоставленное духовенство Русской Православной церкви и управленцы различных уровней российской администрации на Кавминводах, Северном Кавказе и в столице Империи. Первый храм Успения Пресвятой Богородицы и вспомогательные монастырские строения освятили 28 ноября 1904 года — об этом писала местная пресса.
Советская власть закрыла монастырь в начале 1929 года. Многие настоятели и монахи пострадали от репрессий до и после закрытия монастыря. С конца 1920-х годов началось забвение — монастырские строения использовали не по назначению, а некоторые разрушали сознательно. Таким образом к 1980-м годам многие здания обители оказались утрачены.
Восстановление монастыря началось, когда горячеводские и железноводские казаки и священнослужители региона летом 1991 года осуществили первый водосвятный молебен. В 1997 году на месте монастыря установили памятный поклонный крест, а спустя два года усилиями верующих под руководством первого и. о. наместника восстанавливаемого монастыря Вадима Цаликова возвели первый монастырский храм Святого Великомученика Георгия Победоносца. Обитель освятили в день Успения Божьей Матери 28 августа 2001 года. С этого момента началась новая история Второафонского монастыря. Первым настоятелем возрождённой святыни стал игумен Силуан, управлявший обителью с 2002 по 2011 год.
В 1970-е годы пятигорский краевед Николай Колоколов обнаружил на отроге восточной вершины горы Бештау, называемой Козьи скалы, каменное надгробие с плоскорельефным изображением равностороннего креста с расширяющимися концами в углублённом круге.
«Это надгробие и ещё одно схожее, поломанное на две части, явно связаны с христианским могильником древнего и средневекового поселения у Козьей горки. Авторитетный археолог-краевед Андрей Рунич предположил предварительную датировку монумента в пределах Х-ХII вв. н. э. В 1979 году надгробную стелу доставили в Пятигорский музей»,
— поясняет историк Сергей Савенко.
Экспонат сразу привлёк внимание специалистов. Первые попытки провести более глубокий анализ экспоната и условий его находки предпринял в 1989 году В. А. Фоменко. Позднее о нём писали В. А. Кузнецов, Р. Р. Рудницкий и другие. В настоящее время экспонат обобщённо датируется в пределах IХ — Х вв. н. э.
«Одним из важных вопросов является установление того, кто изготовил и над чьими погребениями воздвигались подобные надгробия. Редкость подобных памятников в регионе позволяет предполагать их связь с какими-то особенными группами христианского населения. Такими в указанное время могли быть выходцы из Византии — миссионеры, священники, монахи и представители их близкого окружения. В связи с этим примечательна легенда, услышанная Колоколовым от одного из местных жителей в 1970-е годы, в которой сообщалось, что в районе Козьих скал когда-то был монастырь»,
— говорит Сергей Савенко.
В конце 1960-х годов минераловодский краевед И. Л. Осипов открыл ряд древних памятников горы Бештау. Ему принадлежала и первая находка предмета христианского культа — бронзовый крест-энколпион с надписью «Матвей». Такими крестами награждали епископов при посвящении в сан. Крест определили как византийский, датируемый ХI-ХII веками н. э.
«В настоящее время предполагается несколько мест, где конкретно этот раритет был обнаружен. В. А. Кузнецов указывал, что это мог быть Лохматый курган. Высказывается мнение, что крест мог быть найден у Орлиных скал. Некоторые исследователи предполагали, что он обнаружен у Козьих скал. Но одно точно — редкая находка свидетельствует о причастности Бештау к ранним этапам истории христианства в регионе»,
— утверждает Сергей Савенко.
Интересно и то, что за несколько лет до возникновения Успенского Второафонского Бештаугорского монастыря на вершине горы кто-то установил каменный крест. Об этом сказано в знаменитом труде тайного советника, землемера, преподавателя и исследователя Кавминвод Ф. А. Баталина «Пятигорский край и Кавказские Минеральные Воды». Кто и когда установил этот символ христианства на высшей точке курортного региона остаётся загадкой.