ср, 17 апр.
22:26
+19 °С, ясно

Великая Отечественная война глазами подростков Предгорного района

18 марта 2015, 17:40Статьи
Фото:

70 лет отделяет нас от Победы 1945 года. Что знают подростки о войне и героях Великой Отечественной? Читают ли они книги на военную тематику? На эти и другие вопросы анкеты «И пусть поколения знают», подготовленной работниками библиотек района, отвечали подростки. В анкетировании приняли участие 281 юных жителей Предгорного района в возрасте 12-14 лет.

Первый вопрос анкеты «Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война» особого затруднения не вызвал. 93% опрошенных назвали правильно начало и конец войны.
На вопрос «Откуда вы знаете о Великой Отечественной войне?» подавляющее большинство выбрали три варианта ответа: «от родителей», «из книг», «от учителей».
Порадовали ребята ответом и на вопрос «Смотрите ли вы фильмы о войне?». 81% ответили утвердительно. Нравятся подросткам и песни о войне. Но, к сожалению, из числа анкетируемых лишь 59,7% читают книги о войне.
На просьбу закончить высказывание «Вы читали книги о войне, потому что...» ребята отвечали так:
– так нужно в учебных целях – 87 человек;
– хочется лучше знать историю своей Родины – 34 человека;
– мне нравится читать книги о войне – 21 человек;
– посмотрели кино и захотелось прочесть книгу – 16 человек;
– посоветовали друзья – 11 человек.
Отношение подростков к военной литературе логично вписывается в контекст отношения к чтению вообще. Именно деловое отношение к литературе наиболее характерно для молодых.
Ответы респондентов на вопрос «Какая книга о Великой Отечественной войне вам особенно понравилась» показали, что читали они, в основном, произведения из школьной программы. Например: В. Катаев «Сын полка», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», М. Шолохов «Судьба человека», Б. Васильев «А зори здесь тихие», В. Богомолов «Иван», С. Алексеев «Рассказы о войне», А. Твардовский «Василий Тёркин».
42 человека вообще не смогли дать ответ на поставленный вопрос.
Когда ребят спросили о патриотизме, они ответили так – «Патриотизм – это…»:
– готовность пожертвовать собой ради Родины;
– любовь к родному дому, стране;
– верность своим национальным традициям;
– гордость за свой народ, культуру.
К сожалению, был и такой ответ: «Не знаю, что это такое».
Ответы на вопрос анкеты об известных героях Великой Отечественной войны показали, что многие подростки ничего о них не знают. Ребята смогли назвать фамилии Г. Жукова, А. Покрышкина, З. Космодемьянской, А. Матросова, О. Кошевого. Но 60 человек на вопрос так и не ответили.
Вопрос «Какие сражения Великой Отечественной войны вы можете назвать?» требовал начитанности и знания истории.
Ребята назвали: Сталинградскую битву, битву на Курской Дуге, сражение под Москвой, битвы за Берлин и Ленинград. Не знали ответа 23 человека.
Ещё большие затруднения вызвали два вопроса: «Назовите улицы вашего села, названные в честь героев Великой Отечественной» и «Какой маршал Советского Союза командовал Парадом Победы на Красной площади в 1945 году?» Только 18 человек смогли назвать улицы своих сёл, названные в честь героев. И лишь пять человек ответили правильно, назвав имя маршала Константина Рокоссовского, который командовал Парадом Победы в 1945 году.
В целом анкетирование показало, что наш юный читатель знаком с событиями Великой Отечественной войны. Большинство подростков относятся к войне как к трагедии в жизни страны. Но, к сожалению, 29% респондентов ответили, что их не интересует история 1941-1945 годов. В головах – полнейшая путаница. Необходимо больше рассказывать детям о событиях тех лет, знакомить с героями войны, с именами выдающихся полководцев.
В современном мире молодёжь сталкивается со многими источниками информации. На смену тексту приходит изображение, на смену литературе – мир Интернета. Но чтение не уйдёт в прошлое. Дело не в том, какое средство выберет будущее поколение – книгу или компьютер. Но что будут читать наши дети? Какую информацию, какие знания они получат из различных типов медиа?
Родителям, учителям, работникам библиотек необходимо помнить о роли книги как важнейшего инструмента обеспечения культурной преемственности поколений, сохранения национально-культурной идентичности народов.
По материалам газеты «Искра» Предгорного района. Автор: Е. Дадунцева