пт, 29 март
17:19
+18 °С, ясно

Зачем российские больницы переходят «на цифру»

19 декабря 2018, 10:08Статьи
Фото:

Развитие российской медицины идёт  по плану нацпроекта «Здоровье», но также вектор движения определяет и нацпроект «Цифровая экономика». Как они оказались связаны между собой?

Представьте себе, что вы приходите в поликлинику спустя долгое время, а вашу амбулаторную карту не могут найти. Ту самую толстую ветхую папку, в которую раз за разом вклеивали какие-то бумажки с непонятными надписями. На приёме придётся долго вспоминать, к каким врачам вы ещё ходили, какие заключения они делали и что выписывали.  
Больше того: в реальных действующих клинических диспансерах, где пациенты наблюдаются годами в связи с тяжёлыми хроническими недугами (как, например, диабет), существует практика «обновления» всех карт раз в три года. С одной стороны, понятно: если хранить многотомные истории болезни, лечебное учреждение скоро превратится в библиотеку. С другой – вопрос: как врачу отслеживать реальную динамику заболевания, если все его знания о пациенте ограничиваются последними тремя годами наблюдений?  
Даже в обычной поликлинике и больнице при приёме нового пациента врач ориентируется не на строго зафиксированные данные о параметрах его здоровья, а на опрос. Что-то пациент утаит из стеснения, в какой-то из диагнозов может не верить или не придавать ему значения, о результатах некоторых анализов может просто забыть. В итоге получается испорченный телефон. Разве так должна выглядеть медицина в 21-м веке? 
Представьте себе другой вариант. Стоять очередях у регистратуры больше не надо, так как запись происходит автоматически через интернет с любого гаджета. Медсестра и врач уже знают о вашем приходе и принимают без очереди. Они видят всю историю вашего медицинского обслуживания, точно знают, какие лекарства, анализы и процедуры вам выписывали с самого детства. Новые назначения также будут сохранены, чтобы их видели другие врачи и фармакологи в аптеке. 
Для пациента использование таких технологий в больницах и поликлиниках будет означать, что медики будут принимать меньше ошибочных решений из-за недостаточного знания анамнеза. Для врачей же и руководства больниц подобные методы не менее полезны, они делают прозрачной всю отчётность и упрощают управленческие процессы. Информационная сеть позволяет видеть всё, от истории болезни одного пациента до показателей работы лабораторий и наличия медикаментов на складе. Такое будущее в российской медицине должна обеспечить до 2022 года одна из федеральных программ в нацпроекте «Здравоохранение». Она называется «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения». 
Процесс произойдёт не за один миг, он напоминает сбор паззла, который уже происходит. Медицинские учреждения начинают внедрять программное обеспечение, одобренное Минздравом РФ. Такие технологии называются лабораторные информационные системы или ЛИС. Это программные комплексы, которые позволяют вести учёт всех пациентов, которым назначены лабораторные исследования. Система фиксирует информацию о количестве и виде анализов, их движении по лаборатории, может замерять производительность труда работников процедурных кабинетов и даже автоматически отправлять результаты анализов по электронной почте.  
Согласно другому национальному проекту - «Цифровая экономика», такие системы должны быть произведены отечественными разработчиками и отвечать требованиям безопасности и качества, а также быть пригодными для подключения к единой сети.  
Несмотря на то, что пока внедрённые в медицинских учреждениях лабораторные информационные системы работают во многом автономно, их польза уже очевидна и помогает развитию лечебной отрасли, облегчая труд врачей и повышая качество медицинских услуг. В будущем накопленные базы данных можно будет объединять, обрабатывать, систематизировать и анализировать. Такой уровень информатизации даст импульс для качественных перемен в отечественном здравоохранении: так много объективной информации о здоровье россиян ещё никто и никогда не получал ранее. Остаётся один вопрос: насколько руководители медицинских учреждений готовы внедрять сегодня новые технологии, которые станут обязательными уже завтра.